Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Зачем нам цифровое право?

марта 26, 2020

Диалог о цифровом праве как новом явлении в юриспруденции и о том, для чего оно необходимо в гражданских отношениях.

Подробнее

Ольга Беляева приняла участие в IV Межрегиональной конференции «Методология в сфере закупок. Опыт регионов – 2019»

июля 3, 2019

18-19 июня 2019 г. в Архангельске прошла IV Межрегиональная конференция «Методология в сфере закупок. Опыт регионов – 2019».

Подробнее

VII Всероссийская конференция-семинар «КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ − 2019: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ»

апреля 21, 2019

21 – 22 марта 2019 г. Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» была проведена...

Подробнее

В Доме РИО состоялась презентация книги Андрея Усачева

февраля 6, 2019

30 января 2019 года в Доме Российского исторического общества состоялась творческая встреча с Андреем Сергеевичем Усачевым, профессором РАН, доктором исторических наук, профессором Российского государственного гуманитарного университета, автором книги «Книгописание в России XVI века: по...

Подробнее

ФГБУ «ВГНКИ» ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ В 2-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МЭБ ПО АНТИМИКРОБНОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

ноября 22, 2018

В период с 29 по 31 октября 2018 года в Марракеше (Марокко) состоялась 2-я Международная конференция Международного эпизоотического бюро (МЭБ) по антимикробной резистентности и разумному применению антимикробных препаратов в ветеринарии.

Подробнее

Заявление Координационного совета профессоров РАН по вопросу деятельности научных фондов РФ

В связи с информацией о реорганизации деятельности РНФ и РФФИ, распространенной рядом СМИ, и разъяснениями, полученными Профсоюзом РАН от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет профессоров РАН считает необходимым высказать свою позицию по данному вопросу.

Диверсификация источников финансирования по размеру, классам задач и целевым группам получателей является базовым принципом успешной государственной политики по обеспечению устойчивого научно-технического развития. Управленческий опыт передовых научных сообществ свидетельствует о необходимости разнообразия как видов грантовой поддержки научных исследований, так и их размеров и длительности. Часть центров поддержки должна обеспечивать создание и обновление активной и разнообразной интеллектуальной среды, в которой зарождаются точки роста, другая часть отвечает за достижение научного лидерства в прорывных направлениях и реализацию национальных и глобальных научно-технических приоритетов.

Несмотря на то, что Российская Федерация пока значительно уступает ведущим научным странам по разнообразию способов и видов финансовой поддержки научных исследований, к настоящему моменту баланс между финансированием групп и задач различного масштаба удавалось соблюдать за счет существования двух основных фондов, РФФИ и РНФ.

РФФИ, который на сегодняшний день является старейшим и единственным полностью государственным научным фондом страны, позволил существенно замедлить отток ученых из российской науки и до сих пор успешно выполняет эту функцию. Именно РФФИ способствует зарождению новых научных направлений, образованию динамичных взаимосвязей между научными группами разного уровня во всех регионах нашей страны и повышению мобильности ученых внутри национальной научной среды.  РФФИ играет принципиально важную роль в закреплении молодежи в науке благодаря доступности грантов небольшого размера для обеспечения старта научной карьеры и специализированным конкурсам, направленным на создание эффективного механизма передачи опыта и знаний от ведущих ученых молодым исследователям. В свою очередь, РНФ успешно выполняет функции поддержки прорывных идей и научных лидеров, конкурентных на мировом уровне, и реализации масштабных задач, способных обеспечить технологический и экономический рост страны. Грантовая политика РНФ также позволяет выделять наиболее перспективных молодых исследователей и создавать научные группы под их руководством. Таким образом, оба фонда, выполняя разные функции, согласованно обеспечивают функционирование научной среды, отвечающее главным мировым трендам в управлении наукой.

Очевидно, что изменение этого баланса в пользу любого из фондов неизбежно влечет за собой целый ряд отрицательных последствий для развития российской науки. Сокращение совокупного объема финансирования фондов поставит под угрозу реализацию как основных задач Стратегии научно-технологического развития РФ, в которой «фундаментальные исследования» выделены как самостоятельный приоритет, так и национального проекта «Наука».

Отсутствие доступа к крупным грантам для научных лидеров за счет «размазывания» поддерживающего финансирования по всем научным коллективам закрывает возможность прорыва в высококонкурентных областях и ведет к распространению мелкотемья. В то же время, упор на отбор и поддержку лидеров за счет прекращения или уменьшения финансирования небольших проектов и коллективов приведет к обеднению научной среды, в первую очередь, региональной, утере научно-технической связности территорий, сужению научного сообщества и оттоку из него молодежи. Кроме того, реализация крупных проектов из списка национальных приоритетов невозможна без постоянного накопления и совершенствования опыта реализации проектов меньшего масштаба.  Монополизация управления грантовым финансированием в любом из фондов также приведет к росту скрытой коррупции в экспертной оценке и распределении грантов и снижению качества организации фондовой деятельности.  

Наконец, координационный совет профессоров РАН обращает внимание на то, что постоянное реформирование научной отрасли и слишком частое изменение правил игры по ключевым и наиболее чувствительным для научного сообщества вопросам на протяжении последних 6 лет, на наш взгляд, свидетельствует о сложившемся кризисе стратегического планирования и системной слабости управления в этой области. Непрерывная реорганизация научной сферы без широкого обсуждения с учеными создает нервозность и рождает ненужную конфронтацию в отношениях между научным сообществом и инициаторами реформ, а также снижает привлекательность научной карьеры для молодежи и научную продуктивность сложившихся исследователей, что противоречит приоритетным задачам национального проекта «Наука». Следствием этой ситуации является замедление научно-технического развития страны и снижение ее конкурентоспособности на мировом уровне.