Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Зачем нам цифровое право?

марта 26, 2020

Диалог о цифровом праве как новом явлении в юриспруденции и о том, для чего оно необходимо в гражданских отношениях.

Подробнее

Ольга Беляева приняла участие в IV Межрегиональной конференции «Методология в сфере закупок. Опыт регионов – 2019»

июля 3, 2019

18-19 июня 2019 г. в Архангельске прошла IV Межрегиональная конференция «Методология в сфере закупок. Опыт регионов – 2019».

Подробнее

VII Всероссийская конференция-семинар «КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ − 2019: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ»

апреля 21, 2019

21 – 22 марта 2019 г. Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» была проведена...

Подробнее

В Доме РИО состоялась презентация книги Андрея Усачева

февраля 6, 2019

30 января 2019 года в Доме Российского исторического общества состоялась творческая встреча с Андреем Сергеевичем Усачевым, профессором РАН, доктором исторических наук, профессором Российского государственного гуманитарного университета, автором книги «Книгописание в России XVI века: по...

Подробнее

ФГБУ «ВГНКИ» ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ В 2-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МЭБ ПО АНТИМИКРОБНОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

ноября 22, 2018

В период с 29 по 31 октября 2018 года в Марракеше (Марокко) состоялась 2-я Международная конференция Международного эпизоотического бюро (МЭБ) по антимикробной резистентности и разумному применению антимикробных препаратов в ветеринарии.

Подробнее

Профессор РАН Мария Калинина: «Наш ФизХимФест должен стать регулярным»

Беседа с Марией Калининой, доктором химических наук, ведущим научным сотрудником Института физической химии и электрохимии имени Фрумкина, профессором РАН.

– Мария, помимо того, что  вы занимаетесь научной работой, недавно организовали в своем институте великолепный научно-популярный фестиваль. Расскажите об этом, пожалуйста.

 Да, мы провели такое мероприятие впервые в академии. Отчасти наш ФизХимФест напоминал формат тех мероприятий, которые проводят в «Сириусе» для школьников, но не повторял его. Мы сделали это для того, чтобы отметить юбилей нашего института с размахом, причем, таким, который соответствовал бы Году Периодической таблицы и Году Химии. Наш институт – один из самых закрытых химических институтов академии. И впервые за 90 лет своего существования институт открыл двери для всех желающих. Кто хотел, мог прийти. Мы пригласили сюда школьников, их преподавателей и просто людей, которые интересуются наукой.

– В каком формате проходил фестиваль?

– В формате двух одновременных событий. Это физико-химический интерактивный квест для школьников, который организовала молодежь нашего института. Ребята сделали шесть интерактивных станций, которые представляли научные направления института, наши последние достижения и при этом позволяли школьникам познакомиться ближе с теми направлениями химической науки, которые в школьной программе, как правило, не затрагиваются. То есть ребята узнали много нового и о радиохимии, и о том, как создают антикоррозионные покрытия, что это такое, для чего они нужны; что такое супергидрофобные покрытия и как коллоидная химия и физическая химия поверхностей решают эти задачи. Также мы наглядно показали им, что такое супрамолекулярная химия, за что были дважды выдвинуты Нобелевские премии в этой области, что такое молекулярные машины и фотовольтаика. Важно, что все эти достижения представляли молодые ученые, которые работают в институте. Именно они с ребятами и занимались.

Параллельно для тех команд, которые в этот момент в квесте не участвовали, и для всех желающих шел научно-популярный лекторий, на котором читали лекции наиболее выдающиеся ученые нашего института. Мы постарались программу составить таким образом, чтобы она максимально широко отражала все тематики института, показывала наиболее актуальные направления исследований и отражала самые важные проблемы в современной физической и коллоидной химии. Понятно, что эти лекции должны были проходить в таком формате, чтобы быть интересными даже неподготовленному слушателю.

При этом у нас в лектории работал буфет – тоже необычный формат проведения лекций. Мы так его и назвали «буфет-лекторий», то есть люди, как в театре в антракте, могли прийти и что-то поесть. Поэтому можно было провести в институте целый день.

– В буфете была какая-то особенная еда? Химическая, молекулярная?

– Нет, до молекулярной кухни мы пока не дошли, но я надеюсь, что все еще впереди. Еда была обычная. Зато у нас был химический бар в холле, где все желающие могли попробовать необычно окрашенные коктейли, с необычными вкусами, приготовление которых подразумевало химический антураж и химическую посуду.

– Но все съедобное?

– Конечно, всё это можно было пить. Никто не отравился.

– Сколько народу вы собрали?

– Пришло почти 150 человек: и школьников, и педагогов, и просто интересующихся. Надо сказать, для нашего института это довольно много, потому что главный корпус у нас небольшой несмотря на то, что институт – самый крупный химический институт академии, просто мы рассредоточены по разным корпусам. Люди приехали даже из Санкт-Петербурга специально на это мероприятие. Из области также приехали ребята – из Жуковского, из Обнинска, из других городов, не пожалев своего времени. Это очень приятно, видеть, что интерес к академической науке у молодого поколения настолько велик, и насколько можно судить по отзывам, которые мы получили, всем на ФизХимФесте очень понравилось. Некоторые, например, приходили семьями, с детьми. Это была не просто развлекательная научно-популярная акция. Она носила образовательный характер, и информация, которую школьники получали таким образом, по уверениям педагогов, усваивалась гораздо лучше. Все просят еще.

– Еще бы!

– Поэтому мы с нашей молодежной институтской командой решили, что будем развивать ФизХимФест. Наверное, стоит продолжать не только в стенах института. Возможно, это будут своеобразные гастроли по школам в Подмосковье, в некоторых близлежащих городах – в зависимости от договоренности с региональными структурами. Если они будут заинтересованы в этом, то мы с удовольствием приедем и проведем аналогичное мероприятие.

– Вы сказали, что были квесты для школьников. Каков уровень их подготовки, на ваш взгляд?

 Уровень школьников был самый разный, но вообще все ребята, которые пришли, очевидно, интересуются химией. Сам квест был посвящен Периодической таблице и Дмитрию Ивановичу Менделееву, и ребята должны были отвечать на вопросы, чтобы переходить от станции к станции. Все справились. Все ребята замечательные, но совершенно неизгладимое впечатление на нас произвел один 11-летний посетитель. Это какой-то гениальный ребенок, просто вундеркинд. Мальчик хочет быть геологом, как он нам сказал, и при этом прекрасно разбирается в химии – я бы сказала, на уровне школьника 10-11-го класса, причем, хороших школ, в которых есть специализированное химическое образование. В целом никому не было скучно, никто не страдал и не смотрел в телефон.

– Мария, вы сказали, что институт закрытый, и для вас это некий совершенно новый шаг – открыть двери. Не было страшно, что увидят, сфотографируют, выложат что-то такое, чего нельзя?

–  Мы следили за этим. Мы тщательно продумали маршрут, расположение станций. У нас, помимо самого квеста, были проведены и две экскурсии по институту для посетителей лектория и они не совпадали с квестовым маршрутом. В общем-то, мы просто огородили специальной сигнальной лентой те зоны, в которые посетителям нельзя было заходить, и организовали дежурство. Пришли люди приличные, которые прекрасно понимали, где они оказались, поэтому у нас вообще не было никаких проблем. Честно говоря, мы и сами не ожидали, что всё пройдет настолько легко и для посетителей, и для нас всех. Что называется, как по маслу. Оказалось, что все – и команда фестиваля, и посетители, – образовали единую команду, которая вместе это событие и провела.

– А самый младший посетитель какого был возраста?

 Самый младший посетитель – это ребенок нашего сотрудника, и ему было 10. Для таких детей у нас была отдельная команда. Понятно, что они не могли решать те же задачи, которые мы ставили старшеклассникам. Но эта команда вызвала наибольший восторг у всех операторов станций. У ребят горели глаза, они реагировали на все происходящее с детской непосредственностью. То, как ребенок может высказать свое радостное изумление, глядя на какой-то научных объект, – это лучшая награда для тех, кто все это устраивает.

– Мария, наверняка вам хватает работы в институте. Зачем вам эти фестивали? Это же не только радость, но и головная боль.

– Мы хотим показать, что химия – это интересно. Причем не просто на уровне школьной парты или вузовской кафедры – это интересно в академическом институте. Мы надеемся, что эти ребята, зарядившись атмосферой научного творчества, ещё не раз придут к нам в институт, а кто-то наверняка вернется, чтобы здесь проходить практику и работать. Талантливая, мотивированная молодежь нам всегда нужна. 

Источник: https://scientificrussia.ru