Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

«Будущее принадлежит вам». Президент РАН о молодых профессорах Академии наук

июня 1, 2018

1 июня президент Академии наук Александр Сергеев вручил дипломы 114 новым профессорам РАН, избранным в марте этого года. Какие задачи стоят перед новыми членами Академии, что особенно важно в их...

Подробнее

Профессора РАН попросили юридически закрепить их статус в академии

июня 1, 2018

Профессора Российской академии наук (РАН), которые впервые были избраны два года назад, до сих пор не имеют юридического статуса в уставе академии, и просят президиум РАН решить этот вопрос. Об...

Подробнее

Утвержден новый состав и председатель Координационного совета профессоров РАН

мая 30, 2018

Новым председателем Координационного совета профессоров РАН стал астрофизик, доктор физико-математических наук, заместитель директора Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) Александр Лутовинов. Такое решение было принято на заседании Президиума РАН, состоявшемся...

Подробнее

Отчеты - на учет. Профессора РАН знают, как сократить бумагооборот

апреля 24, 2017

Проблема забюрократизированности научной деятельности продолжает оставаться для ученых очень болезненной, несмотря на уверения чиновников, что ситуация улучшилась.

Подробнее

О результатах деятельности профессоров РАН за 2016 год

апреля 12, 2017

В сентябре 2015 года президиум РАН принял постановление о введении почетного звания «Профессор РАН».

Подробнее

Популяризация науки в базовых школах Российской академии наук: цикл лекций и семинаров профессоров РАН

В первой половине декабря этого года Российская академия наук организовала проведение серии научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов для школьников и педагогов базовых школ РАН.

Основной целью стала популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники среди старшеклассников базовых школ РАН, их ориентация на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий для развития интеллектуального потенциала регионов и страны в целом. 

В масштабном мероприятии приняли участие 47 профессоров РАН, которые на самом высоком уровне провели более 150 образовательных мероприятий для обучающихся и педагогов 70 базовых школ РАН, расположенных в 27 регионах нашей страны.  

Лекции, семинары, круглые столы проходили не только в школах, но и научных центрах, университетах, которые являются региональными научно-образовательными центрами поддержки базовых школ РАН и имеют возможность одновременно принять обучающихся нескольких школ, работающих под эгидой Академии наук. 

Например, встреча профессора РАН Бурлак С.А. со школьниками и педагогами гимназий № 36, 69 и лицея № 90 города Краснодара проведена в Кубанском госуниверситете, а для другой базовой школы РАН - гимназии № 8 г. Сочи, была организована интернет-трансляция (https://kubsu.ru/ru/node/24467).  

Лекции для школьников гимназии № 25 и лицея № 14 г. Ставрополя «Год периодической таблицы: кремний и жизнь»; «Основы медицинской химии – от молекулы к лекарству» профессора РАН Негребицкого В.В. проведены в Северо-Кавказском федеральном университете, который также является центром поддержки базовых школ РАН в регионе. Состоялся круглый стол для педагогов, посвященный методам организации обучения (http://www.ncfu.ru/var/www/news/Akademik-RAN-prochital-lekcii-kol_nikam-v-SKFU).  

Научно-познавательная лекция Вайнштейна И.А. на тему «Путешествие по наномиру» для обучающихся информационно-технологического профиля и их педагогов лицея № 110 г. Екатеринбурга прошла в научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ.

Лицеисты получили возможность познакомиться с оборудованием, используемом для проведения исследований по обсуждаемой проблематике. 

Впрочем, возможность пригласить в свое учреждение школьников из других организаций имели и базовые школы РАН.

Например, во время открытой лекции Ермолова И.Л. на тему «Промышленная робототехника» в актовом зале многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска присутствовали обучающиеся и педагоги других базовых школ - лингвистической гимназии и гимназии №1, а также еще десять муниципальных школ, студенты и профессорско-преподавательский состав вузов региона. Общее число участников мероприятия составило 216 человек. 

В некоторых регионах – участниках проекта создания базовых школ РАН образовательные мероприятия провели сразу несколько профессоров РАН.

Так, в гимназии № 9 г. Екатеринбурга Уральским отделением РАН организована лекция Неверова В.Н. на тему «Полупроводниковые гетероструктуры. Квантовый эффект Холла» (http://www.uran.ru/node/5836). 

В гимназии № 2 г. этого города встречу со школьниками на тему «Как формируется биологическое разнообразие» провел профессор РАН Веселкин Д.В. (http://xn--2-7sbirdczi9n.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/item/933).  

В другой базовой школе РАН г. Екатеринбурга – лицее № 110 состоялась встреча Зырянова Г.В. с обучающимися естественно-научного профиля и их педагогами на тему «Теоретические и практические аспекты межмолекулярных нековалентных взаимодействий».  

В этом учреждении о своих научных идеях рассказали и другие профессора РАН. 

В Красноярском Академгородке (гимназия № 13 «Академ») проведена встреча с профессором РАН Адониным Н.Ю., который прочитал для гимназистов и их учителей лекцию на тему «Химия моющих средств».

В этой же гимназии, а также лицее № 7 г. Красноярска прошла встреча с Таран О.П., в ходе которой обсуждалась тема «Комплексная переработка возобновляемого растительного сырья на основе новых «зеленых» технологий. Назад в будущее». 

В Якутском городском лицее Большаков А.М. прочитал лекцию на тему «Основы прочности и надежности материалов и конструкций», а Марчук И.В. провел со старшеклассниками беседу «Теплофизика на земле и в космосе» (http://ygl.yaguo.ru/news/1102).  

Подобный сценарий популяризации науки был реализован в Белгородской области.

Учащиеся лицея № 9 г. Белгорода получили возможность встретиться с Дергачевой Е.А. и обсудить особенности глобальной трансформации человека в условиях социально-техногенного развития мира, а также Строковой В.В., которая рассказала старшеклассникам о природоподобных технологиях в строительном материаловедении и строительстве. 

Решая задачи популяризации науки, профессора РАН были нацелены на проведение мероприятий сразу в нескольких базовых школах РАН одного города.

Например, профессор РАН Борисов Д.И. выступил с лекциями в гимназии № 64, инженерном лицее № 83 и физико-математическом лицее № 93 г. Уфы. Со старшеклассниками рассмотрены темы: «Производные функции и способы их вычисления» и «Приближенные вычисления функций». 

В свою очередь, лицей № 7, гимназия имени Басова и лицей «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» г. Воронежа принимали профессора РАН Кучменко Т.А. с лекциями на тему «Тайны искусственного обоняния», «Персональная диагностика в кармане». 

Некоторые профессора РАН провели встречи со старшеклассниками базовых школ РАН сразу в нескольких регионах.

Например, лекции Наумова А.В., посвященные актуальным проблемам оптики и фотоники, методу детектирования флуоресцентных объектов с помощью оптического микроскопа, состоялись в целом ряде базовых школ РАН г. Ижевска и г. Саранска (https://www.schoolrm.ru/life/news/school/423881).  

Необходимо отметить, что встречи профессоров РАН проводились не только в региональных центрах – участниках проекта создания базовых школ РАН.

Например, в лицее № 17 г. Северодвинска состоялась лекция профессора РАН Запорожца Д. Н. на тему «Случайные фигуры в геометрии». Среди слушателей - 39 обучающихся 8-11 классов – это победители, призеры и участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, а также педагоги этого учреждения. 

Профессора РАН Неверов В.Н. и Новоселова А.В. посетили Политехническую гимназию г. Нижний Тагил, где со школьниками обсуждались вопросы, связанные с полупроводниковыми гетероструктурами и химией редкоземельных элементов (https://xn--c1atgl.xn--p1ai). 

В Сергиево-Посадском физико-математическом лицее и Химкинском лицее Московской области прошли встречи профессора РАН Кривелева А.В. со старшеклассниками и их учителями, на которых рассматривались вопросы импульсного управления электродвигателями с помощью микроконтроллеров (http://xn--k1abx.xn--p1ai/rossijskaya-akademiya-nauk-proekt-bazovye-shkoly-ranhttps://sch17himki.edumsko.ru).  

В свою очередь, для обучающихся Долгопрудненской гимназии лекцию на тему «Научный метод в гуманитарных науках» провел Десницкий А.С. 

Российская академия наук выражает слова благодарности профессорам РАН за профессионально выполненную работу, самоотверженность и энтузиазм.

Слова признательности заслуживают также руководители базовых школ РАН и региональные координаторы, которые провели большую организационную работу, позволившую на высоком уровне реализовать масштабную серию научно-популярных лекций, семинаров и мастер-классов для школьников и педагогов базовых школ РАН.

Источник и фото по ссылке http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b17e5f00-bd9d-40ab-8073-63453e0510a1#content