Система подготовки научных кадров в Российской Федерации: результаты опроса профессоров РАН
- Перейти к Новости
24 марта 2020 года в Совете Федерации состоялось заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре. В заседании приняла участие делегация Российской академии наук под руководством академика А.Р. Хохлова. На заседании обсуждались вопросы, связанные с подготовкой научных кадров и их роли в развитии страны и регионов. Представленные выступления и состоявшаяся дискуссия продемонстрировали необходимость проведения парламентских слушаний по этой теме.
В связи с этим корпус профессоров РАН в период с 12 по 19 июня 2020 г. провел экспертный опрос, направленный на оценку состояния системы подготовки научных кадров в интересах страны и регионов. В онлайн-опросе приняли участие 302 российских ученых, представляющих все отделения РАН, в том числе 256 профессоров РАН, 52 члена-корреспондента РАН и 3 академика РАН. Среди участников исследования 99 (32,8% респондентов) являются молодыми учеными (от 36 до 45 лет), а 197 (65,2%) представляют возрастную когорту от 46 до 55 лет.
Большинство опрошенных (66,6%) считают, что существующая система подготовки научных кадров в РФ лишь частично соответствует или не соответствует задачам, стоящим перед российской наукой на ближайшие 20 лет. Причем 73,8% опрошенных считают недостаточными существующие механизмы поддержки аспирантов и молодых ученых для обеспечения мобильности научных кадров на территории РФ и устойчивого развития регионов.
Позитивно оценивая роль РАН в подготовке научных кадров России (такого мнения придерживаются 59,6%), 65,9% экспертов считают недостаточными полномочия РАН в вопросах подготовки научных кадров, предоставленные Правительством РФ.
Подавляющее большинство опрошенных российских ученых (78,2%) считают уровень базового финансирования российских ученых недостаточным. Экспертам было предложено выбрать из перечня не более 5 барьеров, в наибольшей степени снижающих эффективность нынешней системы подготовки и поддержки научных кадров для страны и регионов. В числе семи наиболее серьезных барьеров были отмечены 1) недостаточная базовая финансовая поддержка научных сотрудников и вспомогательного персонала (67,2% респондентов), 2) устаревшая материально-техническая база, не позволяющая проводить исследования на высоком мировом уровне (59,3%); 3) отсутствие научной аспирантуры, тот факт, что аспирантура на данный момент является третьей ступенью образования (41,7%); 4) недостаточные социальные гарантии, предоставляемые российским исследователям (39,4%); 5) отсутствие возможности получения новых ставок в научных организациях для молодых специалистов (36,4%); 6) недостаточная международная мобильность как для ученых РФ, так и возможности привлечения иностранных ученых (29,1%); 7) плохо сбалансированная система грантового финансирования, не учитывающая демографическую структуру российской науки, ее возрастные группы (25,8%).
Среди опрошенных 67,9% считают недостаточной поддержку развития научных кадров, которую оказывают региональные власти. К чрезвычайно полезным, но недостаточно поддерживаемым со стороны государства инструментам подготовки научных кадров в регионах были отнесены базовая стипендиальная поддержка студентов и аспирантов (86,7%); базовое финансирование региональных НИИ, институтов РАН (81,4%); социальная поддержка научных кадров в регионах, в том числе социальное и служебное жилье и т.д. (73,8%); поддержка международной мобильности (70,1%); грантовая система поддержки научных кадров в регионах из региональных источников финансирования (67,4%); поддержка внутрироссийской мобильности (65,5%), грантовая система поддержки научных кадров в регионах из федеральных источников финансирования (64,9%).
Экспертам было предложено оценить, какие новации в области научно-образовательной политики в РФ в последние годы оказались наиболее успешными или вредными с точки зрения развития системы подготовки и поддержки научных кадров в интересах страны. К наиболее вредным были отнесены ликвидация финансовой поддержки научных исследований через Программы РАН (67,2% опрошенных), учреждение аспирантуры как уровня высшего образования (62,1%), реформа РАН (59,3%), Единый государственный экзамен в школах (53,8%), возможность присуждения научных степеней отдельными учреждениями (45%). Наиболее полезными опрошенные ученые считают создание Российского научного фонда (75,2%), широкую популяризацию науки, в том числе Премию «За верность науке», фестивали науки по всей стране и другие виды популяризации знаний (68,9%); проект «Базовые школ РАН» (58,5%), программу поддержки опорных региональных университетов (53,7%), а также развитие национальных проектов «Наука» и «Образование» (51%). Дополняя предложенный перечень, в качестве полезных нововведений эксперты упоминали введение грантов РФФИ и РНФ для поддержки аспирантов и молодых ученых, эффективный контракт, ограничение предельного возраста руководителей, поддержку научных журналов, взаимодействие НИИ и Университетов для вовлечения студентов в реальные научные работы, внедрение системы экспертиз РАН и создание Российского экспертного сообщества, новые лаборатории в рамках Нацпроекта "Наука" и др.
Оценивая уровень работы специализированных школ, ориентированных на подготовку потенциальных научных кадров (школы при ВУЗах, базовые школы РАН и др.), 52,3% опрошенных признали его высоким, еще 21,5% - в чем-то высоким, а в чем-то низким. Вместе с тем только 22,9% экспертов считают высоким уровень мотивации талантливых старшеклассников к выбору профессии в области научных исследований.
Одной из причин этого может быть недостаточная востребованность научных кадров, а также результатов научных и прикладных исследований крупными и средними промышленными компаниями: 58,6% опрошенных ученых считают ее низкой. Не лучше обстоит дело и с уровнем участия научных кадров в деятельности и создании малых инновационных предприятий: 52% респондентов считают его низким, а еще 21,5% затруднились его оценить.