Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Шайтан Алексей Константинович

мая 31, 2022

Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Должность: доцент кафедры биоинженерии Место жительства: Москва

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников провел открытый урок для старшеклассников

марта 2, 2020

14.02.2020г., на базе Ростовского государственного университета путей сообщения состоялся открытый урок по физике.

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников в преддверии Дня науки провел открытый урок

февраля 13, 2019

6 февраля 2019 года в детском противотуберкулезном санатории «Сосновая дача» города Ростова-на-Дону состоялся открытый урок по физике и химии.

Подробнее

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Корпоративные закупки: вчера, сегодня, завтра

декабря 9, 2018

Профессор РАН Ольга Беляева приняла участие в передаче "Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым"

Подробнее

"Крутая история": "Возвращение профессора"

ноября 6, 2018

Ученый-кристаллограф профессор РАН Артём Оганов живет в подмосковной Варее, читает лекции по всему миру и создает материалы будущего. Однако раньше все было иначе.

Подробнее

К Марсу на азоте

При подготовке космических полетов борьба идет за каждый килограмм. А он на вес золота, цена доходит до 10 тысяч долларов "за кило". Причем большую часть веса ракеты составляет топливо. В угоду ему ученым приходится жертвовать некоторыми научными экспериментами.
Разработка российских ученых под руководством профессора Сколтеха и МФТИ  профессора РАН Артема Оганова может кардинально решить проблему. Они предсказали вещества, которые могут стать основой для принципиально нового топлива, намного более эффективного, чем традиционные. А значит, масса ракетного "бензобака" намного уменьшится, зато полезного груза увеличится.

Идея такого чудо-топлива высказана почти 20 лет американским ученым Кристианом Мейо. Оно создается на основе азота. Но не обычного, молекулярного, известного каждому школьнику с двумя атомами азота. Речь идет о полимерном азоте, у которого могут быть практически бесконечные цепочки атомов азота. И если обычный азот отличается очень высокой стабильностью, то полимерный нестабилен. Но его уникальность в другом. В нем заключена огромная энергия. По оценкам, она может быть в 10 раз больше, чем в гексогене, и в 13 раз больше, чем в тринитротолуоле. Причем при ее выделении полимерный азот переходит в обычное газообразное состояние с двухатомными молекулами. То есть такое топливо будет абсолютно экологически чистым.

- Все бы хорошо, но это уникальное вещество имеет два явных недостатка, - говорит профессор Оганов. - Чтобы его получить, нужны огромные давления, более 1 миллиона атмосфер, а удержать это вещество при обычных давлениях можно только при очень низких температурах. Иными словами, такой азот крайне нетехнологичен.

В новом топливе заключена огромная энергия: в 10 раз больше, чем в гексогене и в 13 раз больше, чем в тринитротолуоле

Более 20 лет ученые бьются над тем, как обойти эти минусы. Профессор Оганов предложил неожиданный путь. Он показал, что если в чистый азот ввести атомы металла, то давление полимеризации азота можно снизить примерно в 8 раз. А значит, технология получения этого уникального вещества уже может стать реальностью. Кстати, он уже получен, правда, пока с помощью суперкомпьютера.

- К примеру, мы просчитали самые разные варианты соединений гафния и азота по критерию энергетической стабильности, - объясняет Артем Оганов. На первый взгляд это невозможно, ведь вариантов бесконечное множество. В лоб задача не решаема. Но ученые подобрали к ней ключ. Это эволюционный алгоритм, разработанный Артемом Огановым и его студентами. Он позволяет двигаться шаг за шагом, выбирая на каждом этапе лучшие варианты. В итоге было предсказано, что под небольшим давлением можно получить соединение с одним атомом гафния и десятью атомами азота.

Конечно, только эксперимент покажет, насколько верна модель ученых и расчеты суперкомпьютера. По словам Оганова, в ближайшее время физики намерены провести такие опыты. Если этот проект окажется удачным, это откроет новые направления в самых разных отраслях экономики, в частности транспорте и энергетике.

Источник: https://rg.ru