Информационный портал профессоров РАН

Наверх

Профессор РАН Игорь Колесников провел открытый урок для старшеклассников

марта 2, 2020

14.02.2020г., на базе Ростовского государственного университета путей сообщения состоялся открытый урок по физике.

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников в преддверии Дня науки провел открытый урок

февраля 13, 2019

6 февраля 2019 года в детском противотуберкулезном санатории «Сосновая дача» города Ростова-на-Дону состоялся открытый урок по физике и химии.

Подробнее

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Корпоративные закупки: вчера, сегодня, завтра

декабря 9, 2018

Профессор РАН Ольга Беляева приняла участие в передаче "Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым"

Подробнее

"Крутая история": "Возвращение профессора"

ноября 6, 2018

Ученый-кристаллограф профессор РАН Артём Оганов живет в подмосковной Варее, читает лекции по всему миру и создает материалы будущего. Однако раньше все было иначе.

Подробнее

Андрей Соболевский: Наша реальность сформирована строгой математикой

октября 15, 2018

Где сегодня проходит граница «полезной» и «бесполезной» математики

Подробнее

Как прошла первая научная смена РАН в «Артеке»

В августе 2025 года в Международном детском центре «Артек» впервые прошла научная смена «300 лет РАН: фундаментальный взгляд на окружающий мир», организованная Российской академией наук.

Программа стала ярким образовательным событием в рамках девятой смены «Солнце, море и „Артек“». Члены Академии и представители ведущих научных организаций провели для школьников, увлечённых естественными науками, уникальный курс лекций и практических занятий.

Смена открылась 12 августа. В этот же день члены научного отряда начали изучать небесные тела и Вселенную под руководством главы ТОП ФИАН, заведующего кафедрой МПГУ, члена-корреспондента РАН Андрея Наумова и заведующего отделом Технопарк ТОП ФИАН, председателя Совета молодых учёных ГНЦ ИБХ РАН, старшего преподавателя МПГУ Антона Залыгина.

Артековцы получили возможность не только научиться ориентироваться по звёздному небу и наблюдать многочисленные «падающие звёзды», но и поработать с современным оборудованием — в распоряжении юных астрономов было восемь телескопов различных типов: рефракторы, рефлекторы и зеркально-линзовые. Некоторые ребята признались, что впервые увидели глубокий космос в деталях и прикоснулись к исследованию Вселенной.

«Сегодня мы научились определять Полярную звезду. Уверен, что в каких-нибудь чрезвычайных ситуациях это может спасти жизнь», — поделился участник смены Вадим Лаврентьев.

Как отметил член-корреспондент РАН Андрей Наумов, одной из ключевых тенденций современного мира, которую поддерживает Академия, является междисциплинарность науки, поэтому авторы программы включили в курс разные естественнонаучные дисциплины — от астрономии и физики до биомедицины и биоинформатики. 

«Вы должны понимать, что никогда не останетесь в рамках одного узкого направления», — подчеркнул учёный.

Инженер-исследователь Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (ИБХ РАН) Вероника Димитрева преподавала ребятам биоинформатику и биомедицину; заведующий отделом Технопарк ТОП ФИАН Антон Залыгин — физику и астрономию; а инженер-исследователь ИБХ РАН Константин Гринь — химию. Ассистентом при проведении занятий выступала студентка МПГУ Анна Кольченко.

Лекции академиков и член-корров в «Артеке»

Ключевыми событиями смены стали лекции академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. Образовательная программа стартовала с лекции и мастер-класса с экспериментальными демонстрациями по фотонике и квантовым технологиям, которые провёл член-корреспондент РАН Андрей Наумов. Учёный рассказал об истории развития, основных достижениях и перспективах развития этих направлений, что было особенно актуально в свете проходящего в 2025 году Международного года квантовой науки и технологий. Вице-президент РАН академик Степан Калмыков прочитал лекцию о современном состоянии такого актуального направления как радиационная медицина, попутно затронув многие вопросы современной химии, рассказал о достижениях атомной отрасли. Академик РАН Юлия Горбунова посвятила своё выступление химии как «фундаменту нашей жизни», поскольку всё в мире опирается на знания о веществах, их свойствах и превращениях. Ребята узнали о современных исследованиях в области новых источников энергии, «умных» материалов, медицины 4.0 и даже об использовании химии в борьбе с террористическими актами.

«Химия и материаловедение — это фундамент нашей жизни и здоровья, всего, что нас окружает: от материи Вселенной до новых источников энергии, от общества до работы человеческого мозга», — подчеркнула академик.

О том, как увеличить продолжительность здоровой жизни, артековцам рассказал член-корреспондент РАН Кирилл Зыков. По словам пульмонолога, современная медицина достигла значительных успехов, но для дальнейшего продления здоровой жизни требуются новые подходы. Научиться обращать вспять процесс старения человек может у таких долгожителей, как бессмертная медуза (Turritopsis dohrnii) и гренландская акула (Somniosus microcephalus), способная прожить до 500 лет.

Об истории космических открытий артековцы узнали на лекции члена-корреспондента РАН Александра Лутовинова. Учёный рассказал, что советская и российская космическая программа всегда были на передовых рубежах — от запуска Первого спутника до сложнейших межпланетных миссий и рентгеновских обсерваторий.

Александр Лутовинов отметил, что современные космические исследования позволяют понимать процессы, которые невозможно воспроизвести в лабораторных условиях. Например, обсерватория «Спектр-РГ» построила самую детальную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне. Кроме того, изучение Вселенной имеет прикладное значение — от спутниковой связи и перспективных систем навигации по рентгеновским пульсарам до предсказания климатических изменений.

Заключительную лекцию, посвящённую квантовым технологиям, цифровым вызовам и экологии, провёл член-корреспондент РАН Андрей Наумов. Физик отметил, что мир стоит на пороге второй квантовой революции, которая связана с созданием квантового компьютера, развитием квантовых телекоммуникаций, криптографии и сенсорики.

«Во время лекций и на реальных практических занятиях мы с вами увидели, что современная фотоника и квантовая наука выступают своего рода двигателем в развитии самых различных областей — химии и материаловедения, биологии и медицины, астрофизики и космонавтики, информационных технологий, атомных технологий, обороны и безопасности… Квантовая механика совсем недавно представляла собой чисто фундаментальную теорию, описывающую поведение материи и энергии на микроскопическом уровне. Но буквально на наших глазах развитие этих теорий кардинально изменило наш мир», — сказал Андрей Наумов.

Открытый диалог и популяризация науки

Масштабно прошла встреча артековцев с членами Российской академии наук. В формате открытого диалога «100 вопросов учёному» школьники задали вопросы вице-президенту РАН академику Степану Калмыкову, академику Юлии Горбуновой и члену-корреспонденту РАН Андрею Наумову. Их интересовало, с чего начинали свой путь члены Академии, как выбирали специализацию, с какими трудностями сталкивались и как их преодолевали. Кроме того, участники активно задавали вопросы об экологии, возобновляемых источниках энергии, искусственном интеллекте и научной дипломатии. Это было первое мероприятие, к которому присоединились не только члены профильного научного отряда, но и все желающие артековцы девятой смены, руководство лагеря и учителя.

Общаясь с артековцами, вице-президент РАН Степан Калмыков обратил внимание, что фундаментальная наука не имеет границ: «Вы не можете получить закон, который действовал бы только в пределах одного государства». Академик Юлия Горбунова поделилась личной историей и призналась, что выбор профессии определила школьная учительница: 

«Моя учительница химии зажгла меня этим предметом».

Член-корреспондент Андрей Наумов вспомнил, что был воспитанником пятой и шестой смен «Артека» в 1985 году, и подчеркнул: «Я увидел тех самых артековцев, каким был сам сорок лет назад».

Параллельно с образовательными мероприятиями состоялась встреча представителей РАН и «Артека», где обсуждалось будущее совместных проектов. Академик Степан Калмыков отметил, что РАН готова участвовать не только в организации профильных смен, но и в научной экспертизе программ других тематических партнёров лагеря. Директор «Артека» Константин Федоренко подчеркнул, что без участия Академии создание таких программ невозможно — лагерю нужны учёные как гаранты качества научных знаний.

Итоги научной смены и планы на 2026 год

За 21 день в «Артеке» ребята освоили модули по астрономии, биомедицине, химии, физике и биоинформатике. Каждый блок завершился практической работой, а финалом стала защита индивидуальных проектов. Школьники синтезировали наночастицы серебра и сделали посевы бактерий с рук в чашках Петри, после чего провели сравнительный анализ эффективности разных способов борьбы с бактериями. Участники разделились на три группы, каждая из которых проанализировала результаты и подготовила доклад с презентацией по одному из методов.

«Начинающие исследователи не только познакомились с новейшими естественнонаучными методами и подходами, научились работать в лаборатории как опытные учёные, но и получили опыт защиты результатов своих исследований и выступления с докладами на конференциях. Качество и уровень докладов впечатлили и превысили все ожидания преподавателей. Надеемся в будущем увидеть участников смены в лабораториях уже в качестве наших коллег», — отметил заведующий отделом Технопарк ТОП ФИАН Антон Залыгин.

По итогам программы члены научного отряда прошли опрос. Согласно результатам, подавляющему большинству ребят (50 %) наиболее увлекательной показалась лекция Кирилла Зыкова о медицине и долголетии. Пятьдесят процентов респондентов хотели бы в будущем увидеть больше занятий по медицине, 46,2 % — по физике, 38,5 % — по химии.

«Спасибо за эту чудесную смену. Она позволила нам прикоснуться к науке, узнать много нового, выбрать профессию, познакомиться и пообщаться с великими учёными», — делятся впечатлениями ребята.

В 2026 году Российская академия наук планирует снова провести профильную смену в МДЦ «Артек» — и она обещает стать ещё масштабнее и насыщеннее.

«Все решения Российской академии наук направлены на „игру в долгую“, именно поэтому РАН активно занимается популяризацией науки, в том числе среди школьников, которые сначала придут учиться в университеты, затем работать в академические институты, создавать новые лаборатории, формировать коллективы и решать важнейшие фундаментальные и прикладные научные задачи. Поэтому важно заинтересовывать этих ребят и показывать им, что нет ничего интереснее, чем заниматься наукой», — подчеркнул вице-президент РАН академик Степан Калмыков.

По итогам защиты проектов всем участникам смены вручили сертификаты о прохождении образовательной программы за подписью президента РАН, а лучшие из учеников были отмечены памятными призами.

Источник: https://new.ras.ru