Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Международный форум технологического развития «Технопром - 2016» глазами профессоров РАН

Кирилл Иванович Сыпало, 1й заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского», профессор РАН принял участие в форуме ТЕХНОПРОМ – 2016.

9-10 июня 2016 года в Новосибирске состоялся IV международный форум технологического развития ТЕХНОПРОМ-2016, в этом году посвященный вопросам научно-технологического решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике и обсуждению приоритетных направлений развития отечественной научно-технологической сферы. Открыли Форум и соответствующую выставку Премьер-министр РФ Д.А.Медведев и вице-премьер Правительства РФ Д.О.Рогозин. Программа Форума была насыщенной и включала более 50 мероприятий, проводимых в форматах пленарных заседаний, симпозиумов, круглых столов, мозговых штурмов и презентаций.

Кирилл Сыпало, профессор РАН, принял участие и выступил в качестве спикера на круглом столе «Концепции и новые формы междисциплинарно-интегрированных программ развития современных технологий» и мозговом штурме «Прогноз научно-технологического развития России на период до 2040 года: основные задачи и новые вызовы».

Конвергенция наук и междисциплинарные исследования стали интересной и острой темой для дискуссии круглого стола, модератором которого выступил директор департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Салихов. Позицию РАН по вопросам круглого стола озвучил Председатель Сибирского отделения РАН, академик РАН Алексей Асеев, приведя примеры давно существующего успешного научного взаимодействия между различными институтами РАН без изменения формы юридического и организационно-административного управления.

Кирилл Сыпало в рамках обсуждения вопросов круглого стола представил позицию НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского», основная парадигма которой заключается в том, что в прикладной науке, особенно на высоких уровнях готовности технологий, междисциплинарная интеграция, т.е. создание новых технологий с использованием методов и средств различных дисциплин, является в настоящее время фактически единственным способом достижения конкурентоспособных результатов.

Инструментом такой интеграции в авиастроении в настоящий момент выступают комплексные научно-технологические проекты на основе системной интеграции технологии, являющиеся основой подпрограммы «Авиационная наука и технология» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Комплексные научно-технологические проекты объединяют комплекс научно-исследовательских работ с целью доработки селектированных  технологий, сформированных в процессе фундаментальных и поисковых исследований и достигших 2-3 уровня готовности технологий (TRL), на основе методов системной интеграции, обеспечивающих взаимную увязку и оптимальную интеграцию разрабатываемых технологий в рамках формирования целевой системы (летательного аппарата, авиационного двигателя, системы или агрегата), а также интеграцию новых технологий в рамках основных этапов жизненного цикла летательных аппаратов (производство, эксплуатация, утилизация).

Именно такая схема позволяет оптимальным образом осуществить прикладную «привязку» результатов научных исследований к проектам промышленности, разработать научно обоснованные технологические прогнозы и комплексные планы развития технологий, получить действительно прорывные результаты на пересечении дисциплин и возможность реализации научно-технического задела во многих отраслях наукоемкой промышленности.

Похожую позицию занимает руководство Российского научного фонда в лице спикера круглого стола, заместителя директора РНФ Юрия Симачева. В своем выступлении он отметил увеличивающуюся долю междисциплинарных проектов, финансируемых фондом, и переход к проектной форме управления такими исследованиями. Аналогичные мысли высказали Алексей Дуб, первый заместитель генерального директора АО «Науки и инновации» и Владимир Княгинин, вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок». Дискуссии по конвергенции технологий в области фундаментальных исследований не получилось вследствие отсутствия представителей НИЦ «Курчатовский институт». Подводя итоги круглого стола, модератор Сергей Салихов пожелал участникам новых научных достижений при применении различных форм междисциплинарной и межотраслевой интеграции исследований.

Мозговой штурм, модератором которого выступил заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ «Высшая школа экономики» Александр Чулок, был посвящен в основном проблемам и задачам нового этапа научно-технологического прогнозирования.

Профессор РАН Кирилл Сыпало представил результаты отраслевого прогнозирования в области авиастроения и выделил следующие конфликтные точки и проблемы существующего подхода:

  1. Прогнозирование от потребностей или от возможностей;
  2. Процедура отбора экспертов, обеспечение их представительности и прозрачности процедур формирования экспертных оценок и прогнозов;
  3. Обеспечение объективности оценок и прогнозов;
  4. Методы интеграции (свертки) разнородных экспертных оценок;
  5. Валидация результатов прогнозирования и их использования в системе управления исследованиями и разработками.

Для решения указанных проблем и повышения качества научно-технологического прогнозирования, по мнению К. Сыпало, представляется целесообразным применительно к авиастроению постулировать следующие принципы формирования научно-технологического прогноза:

  1. Прогноз должен быть скоординирован с актуальными проблемами социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, с учетом специфики социально-экономической и внешнеполитической ситуации, природно-климатических условий, а также национальных стратегических приоритетов в области авиастроения;
  2. Прогноз должен отражать возможности качественных изменений в авиастроении, гражданской авиации, военно-воздушных силах и во взаимодействующих с ними отраслях экономики (соответственно, родах войск), вызванных как изменением авиационных технологий, так и внешними (по отношению к авиастроению) причинами;
  3. Прогноз должен содержать количественные оценки ожидаемых изменений уровня технического совершенства перспективной авиационной техники на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; конкретные приоритетные направления и задачи развития технологий на кратко- и среднесрочную перспективу, обоснованные на основе количественных моделей их вклада в достижение генеральных целей развития авиастроения.

Как всегда, оригинальные идеи по подходам к формированию прогноза и использованию его результатов высказал генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян. Основная мысль его выступления заключалась в привлечении к прогнозу так называемых «визоров», обладающих ярко выраженными способностями к предсказанию. Именно использование т.н. слабых сигналов и «джокеров» в настоящее время способно существенно изменить картину технологического будущего. В ближайшее время основным трендом, по его мнению, станет кумулятивное развитие т.н. life-science, направленных на повышение уровня жизни людей и совместно с информационными технологиями окончательно завершающих индустриальную эпоху в жизни человечества.

Завершая оживленную дискуссию, Александр Чулок напомнил участникам, что разрабатываемый научно-технологический прогноз направлен на решение стратегических социально-экономических задач Российской Федерации и должен выполняться в соответствии с методологией форсайт-исследований для учета широкого мнения экспертов и выработки согласованной позиции желаемого научно-технологического будущего.