Локомотив развития региона
- Перейти к Общество | Перейти к новостям научных достижений
Насущная потребность в новых отечественных технологиях, продиктованная западными санкциями и падением цен на энергоносители, поставила российскую экономику перед серьёзным вызовом. Технологии, которые раньше закупались за рубежом, теперь приходится создавать в стране, и экономическое благополучие региона всё больше зависит от уровня развития науки в нём. Проректор по научной работе и инновационной деятельности профессор РАН Дмитрий Иванов рассказал, какую роль ПГТУ играет в развитии экономики Республики Марий Эл.
Дмитрий Владимирович, какие функции, кроме подготовки кадров, должны быть у регионального вуза?
– Я хотел бы начать с того, что в нашей стране сложились свои многолетние традиции высшего образования. Их отличительные особенности связаны с историей развития образования в России, с обширностью территории и многонациональностью населения. В силу этих обстоятельств особое значение имеют региональные вузы. Они не только готовят кадры для экономики, но и играют роль культурных центров региона. Да и в целом определяют его уровень. Такие вузы обеспечивают приток новых, в том числе научных, знаний в регион, культурный обмен с внешним миром.
Распылённая по большой территории страны производственная инфраструктура для повышения мобильности решения государственных задач требует дальнейшего бережного развития региональных вузов. Яркими примерами в пользу такого отношения могут служить вузы Томска и Ижевска и ряда других регионов. Повезло в этом смысле и вузам Йошкар-Олы. Благодаря поддержке главы Республики Марий Эл Маркелова Леонида Игоревича, они активно развиваются в последние годы и достигли заметных успехов в своей деятельности.
Развитие высшего образования – это системная задача и решать её следует на основе системных подходов. Например, нарушение баланса региональных и столичных вузов приведёт к деградации регионов из-за оттока молодёжи.
Два государственных вуза Республики Марий Эл – это центры национальной и технической культуры. В основном через них осуществляется культурный, научный обмен внутри страны и за рубежом. Успешность самореализации и карьерного роста специалиста определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и патриотизмом, активной жизненной позицией учащихся, которая вырабатывается в стенах вузов.
Приволжский государственный технологический университет носил различные названия, но всегда был ориентирован на подготовку специалистов в прикладных областях. Насколько сегодня вуз связан с предприятиями реального сектора?
– ПГТУ развивался из лесотехнического вуза Поволжья. С развёртыванием оборонной отрасли в Республике Марий Эл, в 1968 году, он получил статус политехнического. Началось создание соответствующей инфраструктуры. Вуз был нацелен на подготовку кадров для государственных промышленных предприятий республики, как сейчас говорят, для обеспечения её реального сектора экономики.
Особенно активно вуз развивался в последние годы. Он вобрал в себя различные уровни профессионального образования и стал научно-образовательным комплексом. Сейчас мы говорим, что вуз готовит специалистов от рабочего до доктора наук. Кроме того, наши студенты проходят подготовку по дуальной форме обучения с различными промышленными предприятиями республики. Например,
с Марийским машиностроительным заводом, который относится к концерну «Алмаз-Антей». У нас активно ведутся хоздоговорные работы, идёт подготовка кадров в рамках ФЦП «Новые кадры ОПК».
Существенно расширилась и география работы наших выпускников. Приоритетное место занимает Поволжский регион и страны ближнего зарубежья.
Сейчас ПГТУ обеспечивает кадрами государственные предприятия и учреждения, частный сектор экономики, готовит кадры организаторов малого инновационного бизнеса.
Как развитие фундаментальных исследований в вузе может способствовать развитию региона?
– В инновационных отраслях экономики цена продукта тем выше, чем больше в нём интеллектуальная составляющая, чем больше вложенных новых знаний. Для создания такого продукта на первом этапе необходимо получить новые научные знания путём проведения фундаментальных исследований. Эти же новые знания являются и фундаментом качества образования. В республике есть несколько наукоёмких предприятий и ПГТУ способствует их ритмичной работе.
Для эффективного ведения фундаментальных исследований университету нужны сложившиеся научные школы и тесные связи с другими ведущими вузами страны и институтами РАН. В ПГТУ для развития этого направления работы создано шесть совместных с институтами РАН лабораторий. Налажены связи и совместная проектная деятельность между ведущими научными школами вуза и учёными МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана и другими.
В дальнейшем мы намерены развивать прикладные направления для оборонно-промышленного комплекса и научные, связанные с шестым технологическим укладом. То есть, такие направления, как наноэлектроника, информатика, информационные, телекоммуникационные технологии, биотехнические разработки.
Мы считаем, что именно этот путь будет способствовать повышению качества фундаментальных исследований, развитию научной и образовательной деятельности региональных вузов и, в частности, ПГТУ.
Источник: http://strf.ru
Latest from Super User
- На ХХ Международной научно-практической конференции «Наступившее будущее: новые форматы, смыслы и сущности образования» обсудили результаты исследований, проведенных научной коллаборацией «Зеленая экономика. Зеленые финансы»
- Член-корреспондент РАН Андрей Наумов: «Спектроскопия — это зрение современной науки»
- «Тихий кризис планеты». Интервью с профессором РАН Еленой Дергачевой
- Шенкарёв Захар Олегович
- Попов Василий Николаевич