Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Почему водоросли — низшие растения?

Ботаник Алексей Бобров о систематике растений, эволюции и видах водорослей

Понятие «низшие растения» устарело еще в середине XX века, хотя как удобный описательный термин его используют до сих пор. Со времен великого Карла Линнея (первая половина XVIII века), основателя современной систематики, растениями называли организмы неподвижные, растущие (в течение всей своей жизни), размножающиеся спорами или семенами. В течение последующих ста лет границу внутри растительного царства проводили именно на основании последнего признака: семенные растения (голосеменные и покрытосеменные — их называли «явнобрачные», метод и детали их размножения были изучены и поняты) противопоставляли споровым («тайнобрачным» —Cryptogamae). К криптогамам причисляли все остальные растения — от папоротников до «распознанных» в качестве особой группы Христианом Эренбергом в 1828 году бактерий, включая хвощи, плауны, мхи, печеночники, грибы, лишайники, водоросли.

Выдающийся немецкий натуралист Вильгельм Гофмейстер был первым, кто обосновал, что размножение спорами хоть и важный, но неопределяющий признак. Изучая в 1850-е годы жизненные циклы моховидных и папоротниковидных, Гофмейстер продемонстрировал, что все стадии индивидуального развития разных представителей этих групп «тайнобрачных» имеют явные соответствия (гомологичны, как говорят в наше время эволюционисты) таковым у растений семенных.

Доказав, что моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные имеют гораздо больше общего с «явнобрачными», Гофмейстер очертил группу, которая стала называться высшими растениями. Соответственно, бактерии, грибы, лишайники и водоросли, в силу их более простого, примитивного строения, стали называть низшими растениями. Низшие растения «удачно» отличаются от высших отсутствием настоящих тканей — этот признак и стал определяющим при разделении царства растений на две подгруппы.

После выхода в свет «Происхождения видов» Чарльза Дарвина систематика становится эволюционной: ботаники и зоологи переходят от анализа сходства к анализу родства организмов. Уже в конце XIX века крупнейшие ботаники-эволюционисты приходят к заключению, что высшие растения — группа организмов, действительно связанных филогенетическим родством («монофилетический таксон» в современной терминологии), тогда как низшие растения — группа сборная, объединяющая неродственные друг другу формы.

Иной, прокариотический план организации клетки, характерный для бактерий, противопоставляет их всем остальным организмам (эукариотам); особое положение грибов в системе живых организмов было очевидно еще в 70-х годах XIX века; симбиотическая природа лишайников не мешает в настоящее время рассматривать эти организмы-«химеры» в качестве специфических «лихенизированных грибов».

Таким образом, в составе низших растений остались дотканевые автотрофные (фотосинтезирующие) эукариоты, растущие преимущественно в воде, — водоросли. Правда, молекулярно-генетические исследования убеждают нас, что часть водорослей состоит в отдаленном (красные водоросли) или очень близком (зеленые водоросли) родстве с высшими растениями, другие родственны, например, инфузориям и споровикам (бурые, золотистые и диатомовые водоросли), а некоторые (эвгленовые водоросли) представляют собой самостоятельные линии эволюции эукариот.

Источник: https://postnauka.ru 

Страница Алексея Боброва на сайте "ПостНаука" https://postnauka.ru/author/a_bobrov