Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Шайтан Алексей Константинович

мая 31, 2022

Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Должность: доцент кафедры биоинженерии Место жительства: Москва

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников провел открытый урок для старшеклассников

марта 2, 2020

14.02.2020г., на базе Ростовского государственного университета путей сообщения состоялся открытый урок по физике.

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников в преддверии Дня науки провел открытый урок

февраля 13, 2019

6 февраля 2019 года в детском противотуберкулезном санатории «Сосновая дача» города Ростова-на-Дону состоялся открытый урок по физике и химии.

Подробнее

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Корпоративные закупки: вчера, сегодня, завтра

декабря 9, 2018

Профессор РАН Ольга Беляева приняла участие в передаче "Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым"

Подробнее

"Крутая история": "Возвращение профессора"

ноября 6, 2018

Ученый-кристаллограф профессор РАН Артём Оганов живет в подмосковной Варее, читает лекции по всему миру и создает материалы будущего. Однако раньше все было иначе.

Подробнее

Саммит Китай-США

Состоявшийся 6-7 апреля 2017 года во Флориде китайско-американский Саммит не привел к прорывам в двусторонних отношениях.

Однако мероприятие нельзя назвать бесполезным. Главными итогами встречи стали создание новой инфраструктуры диалога и восстановление конструктивной атмосферы в отношениях между Пекином и новой администрацией США. Стороны намеренно уходили от публичного обсуждения острых проблем, всячески подчеркивая дружественный и кооперативистский характер встречи.

Можно указать на два основных достижения переговоров Си Цзиньпина и Дональда Трампа.

Во-первых, был принят «План 100 дней» в области экономики. За это время эксперты должны разработать набор мероприятий по выправлению дисбалансов в двусторонней торговле. Американцы надеются, что смогут получить более благоприятные условия доступа на китайские рынки.

Во-вторых, произошло заметное расширение проблематики постоянно действующего и возглавляемого президентами двух стран стратегического диалога. Этот механизм был создан во времена Ху Цзиньтао и Барака Обамы в 2009 году. Теперь он получил название Стратегического и экономического диалога. Отныне сфера действия китайско-американского диалога охватывает четыре направления и осуществляется в формате четырех подгрупп:

  • дипломатия и безопасность,
  • экономика,
  • совершенствование законодательства и кибербезопасность,
  • культурные и гуманитарные связи.

Встреча лидера Китая с недавно избранным и еще не до конца вошедшим в курс дел президентом США была необычной для китайской дипломатии. По мнению ряда американских экспертов, инициатором «слишком раннего» Саммита был Пекин. Китайское руководство ожидало победы Хилари Клинтон на президентских выборах в 2016 году. В преддверии голосования ведущие китайские эксперты вели активный зондаж по линии второй и полуторной дорожек, дабы определить, какой может стать новая внешняя политика США при Клинтон. Однако результаты выборов оказались неожиданными – и не только для Китая.

Поначалу Пекин был ошеломлен произошедшим. В ходе предвыборной кампании Трамп обещал объявить Китай «валютным манипулятором» и ввести запретительную пошлину в 45% на ввоз китайских товаров. Из его уст прозвучал намек на готовность Вашингтона отказаться от «политики одного Китая» - а это могло бы привести к разрушению основ договоренностей Мао Цзэдуна и Ричарда Никсона, открывших в начале 1970-х годов путь к сближению двух стран. Ожидания роста напряженности в китайско-американских отношениях казались китайским экспертам еще более угрожающими на фоне обещаний Трампа быстро улучшить отношения с Россией. Появились опасения, что Москва превратится в основного стратегического партнера Вашингтона.

Чем больше времени проходило после выборов, тем более явной становилась заинтересованность США в поддержании конструктивных отношений с Китаем. Хотя внешнеполитический курс новой администрации еще не сформирован, предвыборные выпады в отношении Китая ушли далеко на задний план. Согласие китайской стороны на проведение Саммита можно объяснить стремлением побыстрее прояснить подлинные намерения Трампа и, по возможности, повлиять на формирование новой американской дипломатии в более выгодном для Пекина варианте.

Администрации Трампа также было выгодно показать на примере Китая, что она может действовать в отстаивании американских интересов не только жестко, но и гибко. Американская сторона отметила прямоту, открытость и позитивный характер Саммита. Глава китайской дипломатии Ван И заявил, что два лидера за время общения во Флориде «установили добрые рабочие отношения и личную дружбу». Трамп принял приглашение посетить Китай в нынешнем году, что открывает перспективы для продолжения диалога.

Накануне Саммита в американской повестке дня можно было выделить четырех ключевых аспекта:

  • обещание ужесточить отношение к Китаю;
  • приоритетность выправления дисбаланса в торговле с Китаем, в том числе за счет введения протекционистских барьеров на пути китайских товаров;
  • попытка убедить Китай приступить к активному решению северокорейской ядерной проблемы;
  • стремление не допустить расширение присутствия Китая и его военного влияния в Южно-Китайском море.

Трампу нужно было продемонстрировать новизну и эффективность своей политики по сравнению с действиями его предшественника Барака Обамы. Си Цзиньпину куда важнее было добиться подтверждения преемственности в американской политике (прежде всего - неизменности отношения к Тайваню как к «части Китая»). Поскольку администрация Трампа еще не до конца сформировала свой внешнеполитический курс, Саммит был нацелен на создание позитивной атмосферы для двустороннего диалога и на создание механизмов обсуждения проблем в будущем, а не на немедленное принятие вариантов решения этих проблем.

Китай согласился провести обсуждение американских претензий по экономическим вопросам. Си Цзиньпин рассказал американцам о том, что Китай проводит экономические реформы и расширяет внутренний спрос, а доля сферы услуг в структуре китайской экономики постоянно возрастает. Он подчеркнул, что развитие китайской экономики создает «широкие перспективы» для двустороннего торгово-экономического сотрудничества, обеим сторонам «нужно ухватиться за этот шанс». Си не стал отрицать того, что в экономике и торговле между Китаем и США «есть некоторые проблемы». Чтобы решить их, китайский лидер призвал расширять практическое сотрудничество в сфере энергетики и строительства инфраструктуры, «на взаимной основе открывать рынки», «продвигать более сбалансированное развитие» торговли.

Судя по всему, речь идет о расширении китайских закупок американских энергоресурсов и о возможности китайских инвестиций в инфраструктурные проекты на территории США. Пекин уже давно призывает США снять ограничения на экспорт в Китай высоких технологий. Однако этот путь выравнивания торгового баланса не вызывает большого энтузиазма в Америке, где опасаются усиления мощи Китая.

Си Цзиньпин предложил США развивать сотрудничество в рамках китайской инициативы «один пояс – один путь». Следует напомнить, что морской «шелковый путь», идущий через Индийский океан к Средиземному морю, и пролегающий через Евразию экономический «пояс», призваны соединить Китай с рынками Европы. Через территорию США они не проходят и не связаны напрямую с обещаниями китайских инвестиций в американскую транспортную инфраструктуру. Вряд ли американцы, столь сильно противившиеся китайскому плану создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, легко согласятся инвестировать свои капиталы в «пояс и путь» вместе с китайцами и по их правилам. Тем не менее, Си удалось продемонстрировать открытость китайских планов и подчеркнуть, что «один пояс – один путь» не является «антиамериканским» проектом.

По пути из Финляндии во Флориду Си Цзиньпин сделал остановку в Анкоридже, где встретился с губернатором Аляски. Китайский гость подчеркнул, что сотрудничество с Аляской обладает «высоким взаимным дополнением» и «большим скрытым потенциалом». Речь идет в первую очередь о сырье, нефти и рыбных ресурсах. «Аграрно-сырьевая» модель расширения американского экспорта в Китай способна помочь уменьшить дисбаланс в торговле, хотя большим стимулом для обещанного Трампом возрождения американской промышленности она не станет. С учетом растущего интереса Китая к интеграции Северного морского пути из Азии в Европу в общую сеть транспортных коммуникаций «пояса и пути», в отдаленной перспективе Аляска может превратиться в китайский инфраструктурный хаб.

Относительно Северной Кореи стороны согласились в том, что ядерная программа Пхеньяна становится неприемлемой, однако разошлись в понимании того, как можно остановить Пхеньян. Китайская сторона вновь изложила свою инициативу «двойного прекращения», в соответствии с которой Северная Корея должна прекратить ядерную программу, а США и Южная Корея – крупномасштабные военные маневры.

Идея размена прекращения американо-южнокорейского давления на замораживание северокорейской ядерной программы и прямые переговоры Вашингтона и Пекина выглядит привлекательно, но вряд ли может быть осуществлена на деле. Одна из причин состоит в том, что Пхеньян не идет ни на какие переговоры, так или иначе ограничивающие его ядерную активность.

В этой сфере между сторонами осталось очевидное расхождение. США исходят из того, что Китай не использует в полной мере свое влияние на Пхеньян. Китайская сторона выступила на Саммите с очередным осуждением размещения американской системы ПРО ТВД (THAAD) в Южной Корее.

Ради создания благоприятной атмосферы для будущего китайско-американского сотрудничества, Си и Трамп обошли острые темы поставки американского оружия Тайваню и ситуации в Южно-китайском море. Два лидера лишь обменялись общими тезисами о необходимости избегать и предотвращать конфликты и соблюдать нормы международного права. Китайская сторона формально напомнила американцам о своей позиции по Тайваню и Тибету, выразив надежду на то, что США будут следовать своим прежним обещаниям и не станут подвергать сомнению принадлежность этих территорий Китаю.

Саммит во Флориде совпал с американским ударом крылатыми ракетами по военно-воздушной базе в Сирии. Многие эксперты расценили это совпадение как демонстративный намек США на готовность к военному решению северокорейской ядерной проблемы, призванный убедить Пекин оказать давление на Пхеньян. Москва с гневом отреагировала на американскую бомбежку в Сирии. Официальный представитель китайской делегации на Саммите сделал лишь краткое заявление о том, что в ходе общения с Трампом председатель Си подтвердил последовательную позицию Китая, осуждающую использование химического оружия, указал на необходимость предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации и всеми силами придерживаться политического решения сирийской проблемы.

Осуждение применения химического оружия не означало осуждения действий Дамаска. После Саммита, 10 апреля 2017 года, пресс-секретарь МИД КНР пояснила, что Китай выступает против применения химического оружия «любым государством, любой организацией, любым индивидом при любых обстоятельствах и для любой цели». Иными словами, Китай не настаивает на том, что виновником трагедии было именно сирийское государство. Пекин потребовал полного и обоснованного расследования подозрений в применении химического оружия структурами ООН. Прозвучавшее при этом напоминание о необходимости «усвоить исторические уроки проблем в Ираке и Ливии» прозвучало как косвенное выражение недоверия к заявлениям американцев по событиям в Сирии.

Первый китайско-американский Саммит с участием Дональда Трампа можно считать успешным в плане создания новых диалоговых каналов общения между китайским и американским руководством. Открытыми остается вопросы о том, каким содержанием и с какой тональностью эти каналы будут наполняться.

В опубликованной в «Жэньминь жибао» (10 апреля 2017 г., с. 3) статье, подписанной редакционным псевдонимом Чжун Шэн (созвучно сочетанию «важное заявление»), было отмечено: «Предложения председателя Си Цзиньпина получили активный отклик со стороны президента Трампа. Китайско-американский саммит не только завершил стабильный переход в китайско-американских отношениях, но также положил доброе начало реализации китайско-американских отношений в новый период, ясным образом установил направление будущих китайско-американских отношений, все это окажет огромное влияние на продвижение мира, стабильности и процветания в Азиатско-тихоокеанском регионе и во всем мире».

Вероятность конфронтации Китая и США остается высокой. Однако встреча двух лидеров помогла сформировать благоприятную атмосферу в пользу сотрудничества, которое по-прежнему остается очень конкурентным.

Интересы России в ходе Саммита непосредственно затронуты не были. Замедленная реакция Китая на американский удар по Сирии показала, что Пекин следует собственной внешнеполитической логике и не превращает региональные «горячие проблемы» в препятствие на пути выстраивания отношений с Вашингтоном.

Торговые отношения России с США и Китаем на порядок меньше уровня китайско-американского экономического сотрудничества. Содержание торговой полемики между Китаем и США носит двусторонний характер, Россия не выступает в этом споре в качестве квалифицированного арбитра.

Российские интересы в регионе Южно-Китайского моря также находятся на менее значимом уровне важности. Москва не разделяет пропагандистской риторики Вашингтона по поводу создания Пекином «угрозы свободе судоходства» и «территориальных захватов». Вместе с тем Россия не стремится в полный голос заявить о поддержке китайских претензий на острова в Южно-Китайском море, памятуя, в том числе, о том, что Южные Курилы на китайских картах по-прежнему обозначены как «оккупированные» японские земли.

По тайваньской проблеме расхождений между Россией и Китаем нет. Эта позиция является частью прочного консенсуса Москвы и Пекина относительно необходимости уважения территориальной целостности друг друга и противодействия сепаратистским устремлениям.

Единственной сферой потенциального подключения России к взаимодействию Китая и США остается северокорейская проблема, где наши принципиальные позиции по недопустимости обладания Пхеньяном ядерным оружием полностью совпадают. Однако представления сторон о том, как это можно сделать, заметно расходятся.

В стратегическом контексте настораживающим выгладит тренд последнего времени, закрепленный последним Саммитом Си и Трампа. Не Китай, а Россия становится все более «чужой» для американского истеблишмента.

Михеев В.В., Ломанов А.В. (ИДВ РАН), Луконин С.А.

Источник: http://www.imemo.ru